4
Окт

Чай. Борис Гребенщиков, «Аэростат».

   Автор: Кофевар Кофеварыч   Категория: Буквы Звуки Плёнки, Все о чае, Подкасты

Чай Борис Гребенщиков Аэростат
Пей свой чай медленно и с почтением, как если бы он был осью, на которой вращается мир — медленно, ровно, не кидаясь навстречу будущему!

Чай — неотьемлемая часть восточной культуры. А один из проводников в восточную культуру — Борис Борисович Гребенщиков. БГ известен как музыкант и поэт, лидер группы «Аквариум» уже много лет. Но c 22-го мая 2005 года он стал известен и как подкастер и радиоведущий: программа «Аэростат», которую он ведёт на радио «Россия» по воскресеньям и выкладывает как подкаст, невероятно популярна. Один из выпусков полностью посвящён чаю. Разумеется, мы не могли пройти мимо и с удовольствием выкладываем «Аэростат № 281» о чае:

Здравствуйте! Вот такое письмо пришло мне некоторое время тому назад.

«Доброго и благословенного дня Вам, уважаемая редакция программы «Аэростат»! Недавно слушал передачу про Конфуция и мне пришла удивительная мысль — может быть стоит рассказать о такой интереснейшей теме как китайский чай? Или даже не только про китайский, а про чай вообще.

Я верю, что если Вы расскажете всем нам, вашим радиослушателям, несколько таких историй про чай, если мы вместе послушаем еще несколько шедевров музыкального неисчерпаемого богатства Востока, в мире будет на один час больше Мира и Добра. А если во время Вашей передачи выпить пару чашечек этого ароматного и животворного напитка, тогда мы все станем чуточку добрее и здоровее. С уважением и искренней надеждой, Ваш слушатель, Николай Дмитриев»

Ну, что ж — разливайте чай.

Наблюдательные китайцы говорили: «вся вселенная помещается в чайнике». И на то есть причина: ведь, за исключением воды, чай является самым употребляемым напитком на земле. Самым употребляемым — и самым древним: история питья чая людьми насчитывает как минимум пять тысяч лет.

Чай прославляли как исцеляющий напиток и долго применяли как лекарство. Восточный философ и врач Ибн Сина говорил: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет леность». Cо временем из лекарства чай стал повседневным питьем — но ценности своей не потерял: просто стал лечить не только тело, но и душу.

Мудрецы говорят: «Чай пьют, чтобы забыть шум мира». А вьетнамский учитель Тич Нат Хан советует: «Пей свой чай медленно и с почтением, как если бы он был осью, на которой вращается мир — медленно, ровно, не кидаясь навстречу будущему».

И остается повторить вслед древним: «Чай — это жидкая мудрость».

Говорят, что чай открыл божественный предок китайской нации, Второй Император и Пахарь Духа Шен Нун, который ходил по земле и исследовал свойства всех растений. И жил он в доисторические времена, примерно за пять тысяч лет до сегодняшнего дня.

Знатоки древней мудрости уверяют, что в те времена мы были ближе, чем сейчас, к растительному миру и, сконцентрировавшись, прозорливый человек мог почувствовать — для чего какое растение может быть полезно.

Поначалу чай использовался как целебное питье, снимающее усталость, укрепляющее силы и зрение. Буддийские монахи пили чай, чтобы не засыпать во время медитации; а помедитировав, часто пускались в путешествие — и вместе с монахами чай попал в Корею, Японию и в другие страны этого региона. К V веку его начали пить все, с поводом и без повода. А к X веку чай стал национальным напитком Китая и — следовательно — предметом торговли.

В Японии чай известен с VII века . Как и почти все остальное, чай туда был завезен из Китая. Считается, что разводить чай в Японии начал монах Сайсе, а массовое разведение собственного чая в Японии связано с личностью мастера Эйсая, который привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзен-буддийском монастыре.

Скоро появились и чисто японские сорта чая; а в XII м веке в Японию из Китая привезли способ изготовления измельченного порошкового чая.

Поначалу это, естественно, был напиток буддистских монахов и дворцовой знати. Потом к питью чая подключились самураи, а за ними уже и вся Япония. В средние века буддийскими монахами была разработана японская чайная церемония — именно она и стал знаменита на весь мир.

Наверное, все слышали о чайной церемонии. В Японии это — именно церемония, а не просто питье чая; особенное действо, превращенное в утонченный ритуал, граничащий с медитацией.

В классической книге «Записки о Дзенском Чае» говорится: «Приготовление чая — это полностью Закон Дзэна, средство постижения собственной природы. Заниматься приготовлением чая — это постигать суть бытия».

Немецкий философ Ойген Херригель, много лет изучавший таинства японского мистицизма, пишет: «Чай просветленный пьет не так, как другие. Он пьет так, как будто уже не знает, он пьющий или он напиток; пьет, полностью забыв о себе, отринув себя; пьющий чай един с тем, что он пьет, и то, что он пьет, едино с ним, пьющим — это ни с чем не сравнимая ситуация».

Получается, что питье чая превращается в подобие духовной практики. В японском языке даже появилось особое выражение: говорят — «в этом человеке есть чай» или «в нем совсе нет чая». И японская пословица гласит: «Если в человеке нет чая, он не способен понять красоту и истину».

Естественно, такое сокровище не могло оставаться скрытым вечно. Путешествовавшие на восток приносили слухи о чае еще с IX века — но в Европу (а точнее, в Голландию) чай впервые попал только в XVII века с торговыми кораблями Ост-Индской компании. В Англии он появился в середине XVII — в 1664 году купцы привезли в дар королю два фунта чая.

Дар был принят, напиток оценен по достоинству, и началось триумфальное шествие чая: сначала как предмета роскоши, доступного только богатым и знати, а значительно позднее — как традиционного напитка широких слоев населения.

Поначалу он стоил дорого, но постепенно становился все более массовым напитком и в первой половине XVIII века почти вытеснил кофе. Чай пили в специальных «чайных комнатах» (и первое такое заведение принадлежало Томасу Твайннингу, ткачу по профессии; теперь «Твайнингс» — имя популярной марки чая).
О чае говорили: «Этот великолепный и одобренный всеми врачами китайский напиток, китайцы называют Ча, а другие народы — Те (или Ти)».

Вскоре из роскоши он стал необходимостью жизни интеллектуалов. Томас Де Куинси писал: «Чай, хоть над ним и издеваются толстокожие люди, всегда будет любимым напитком интеллектуалов».

Но самое время определиться: что же такое — чай, откуда он берется и какой он бывает? Напиток чай получается, когда листочки с чайного дерева завариваются в горячей воде. В зависимости от степени его обработки китайский чай бывает белый, зеленый, красный (тот, который во всем мире называют черным) и настоящий черный. Отдельно существуют также чаи у-лун и пу-эр. Во всем остальном мире знают только зеленый и черный (тот самый, который в Китае называют красным).

Как же случилось, что до недавнего времени весь мир в -основном пил индийский черный чай, а о китайском почти ничего не знал?

Китай спокойно выращивал чай и торговал им больше тысячи лет; но к концу XVIII века английским финансистам стало непонятно — почему это деньги от торговли чаем идут не им, а каким-то китайцам; к тому же поставкам чая из Китая сильно мешали опиумные войны, самими же англичанами и организованные. Тогда у предпримчивых людей возникла идея обойтись совсем без Китая, а чай выращивать в Индии, бывшей тогда колонией Британской империи. В 1793 году лорд Маккартни вывез из Китая семена чая и передал их в Калькуттский ботанический сад для изучения и культивации. Условия произрастания чая в Индии, а также на Цейлоне оказались лучше, чем в Китае. А поскольку Британия была империей, то и торговля выращенным в Индии немедленно была поставлена на широкую ногу.

Так целительный китайский чай оказался в тени, а мир начал пить продаваемый подданными Ее Величества черный индийский чай.

Доехал чай и до нас. Официальная история чаепития в России начинается в 1638 году, когда монгольский правитель Алтын-Хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чайного листа — хотя, несомненно, знакомство русских людей с чаем произошло значительно раньше.

В 1655 году придворный лекарь вылечил государя настоем чая от болезни желудка. Тут в России сразу поверили в целебные свойства чая и начали делать закупать его в Китае в изрядных количествах. В народе чай называли «китайской травкой». Вскоре он стал популярным питьем. Если в высокомерном столичном Санкт-Петербурге пили кофе, то в народной Москве налегали на чай. Уже к 1847 году в ней насчитывалось около ста чайных магазинов, а чайных заведений было более трехсот.

Из Москвы мода на чай начала распространяться по всей России; он стал повседневным напитком даже в бедных домах. Росту потребления чая в России способствовало появление самовара, который, как ни странно, пришел в Россию с Тибета, от тибетских монахов.

Но чай в России пили не так, как на востоке. В отличие от Китая и Японии, в России ценилось не столько качество приготовляемого напитка, сколько то, что подавалось к чаю. Пироги, мед, варенья, ватрушки, баранки и пряники стали непременными атрибутами чаепития. И так хорошо все это было, что писатель Гончаров однажды воскликнул: «Чай умеют пить только в России». А народ говорил еще проще: «Выпей чайку — позабудешь тоску».

Очень люблю, когда размеренное повествование прерывается чем-нибудь совершенно другим. Поэтому — несколько разрозненных фактов о чае. Одно время чай в Китае считался настолько важным национальным сокровищем, что за разговоры про чай с иностранцами китайских крестьян казнили. На юге Китая, в провинции, где делают чай пу-эр, есть чайное дерево, которому 2700 лет. Некоторые чайные деревья достигают высоты 10 и более метров.

Чем тоньше и нежнее чайные листочки, тем выше сорт чая. Из распространенных черных индийских чаев самым лучшим считается «Дарджилинг»; второе же место прочно занимает ассамский чай.

На родине же чая, в Китае, до сих сохраняется более 10 000 именных сортов чая. В Пекине, например, есть целая улица Ма Лян Дао, состоящая из одних только чайных магазинов. И там продаются чаи на все случаи жизни; вылечивающие от любых недугов; для улучшения кожи, чаи для красоты , чаи для удовольствия — и все они пользуются спросом, а значит — действуют.

Впрочем, о чае можно говорить бесконечно; но не зря Козьма Прутков учил «Никто не может объять необъятного». Так что пусть лучше красавица Бэкки сыграет нам про чашку чая на своей красивой ирландской волынке.

Существуют факты, и существуют легенды. Практически у каждого известного чая есть своя история.

Вот, например, бесподобный у-лунг «Те Гуань Инь» был подарком бодхисаттвы милосердия Гуань Инь одному высокодуховному чаеводу, который каждое утро подносил ей чашку свежезаваренного чая, что и вам рекомендую; а белый чай «Бай Хао Инь Чжень» (или Серебряные Иглы) из Фудзяна когда-то был священным целебным растением, и чтобы добыть его, пришлось насмерть извести охраняющего его дракона.

А вот про у-лунг «Да Хун Пао» («Большой Красный Халат») местные старожилы рассказывают, что его вот уже пятьсот лет собирают одни и те же Чайные Девы. Девы вечно молоды, потому что всегда спят в тайных пещерах. Просыпаются лишь тогда, когда нужно собирать чай; соберут чай с четырех главных кустов — и снова спать. А чтобы не постареть за время собирания, девы предусмотрительно нюхают чайные листья.
Говорят, что однажды сын наместника этой провинции, увидев Чайных Дев за работой, был так поражен их красотой и сноровкой, что решил немедленно жениться на них — ну хотя бы на одной. Он выследил их пещеры, но, увидев как они готовятся ко сну, был так поражен их чистотой и невинностью, что впал в оцепенение и стал у них кем-то вроде охранника.

С тех пор всех, кто ищет этих дев, он встречает на полпути к пещерам, предлагает услуги проводника и уводит в горы, где растут Чжи — грибы мудрости и смирения. Отведав мудрых и смирительных грибов, искатели совсем забывают про дев. Зато в душе появляется ощущение прекрасной тайны.

Польза от чая — неимоверная; перечислению его лечебных свойств посвящены целые библиотеки.
Но к делу заваривания чая следует относиться серьезно; вода должна быть никак не из под крана, а непременно чистейшая родниковая или из горной реки. До кипения ее доводить не следует. Специалисты различают несколько этапов нагревания воды: сначала в нагревающейся воде поднимаются пузырьки, называемые «рачьи глаза», потом они увеличиваются и становятся «рыбьими глазами», а потом «жемчужными нитями». В конечном итоге вода начинает шуметь как «ветер в соснах». Вот это и есть правильная температура; теперь этой водой можно заваривать чай.

Первая заварка подносится духу чая, а потом начинается собственно чаепитие. Хороший китайский чай заваривается по нескольку раз, и с каждой заваркой вкус его меняется.

Сегодня искусство заваривать чай во многом забыто, и большая часть народонаселения для экономии времени пьет чай из пакетиков; специалисты предупреждают, что это — не совсем чай; а если и чай, то не самого высокого качества. Но, впрочем, не буду вступать в дискусию — пусть каждый пьет то, что хочется. Но надеюсь, однако, что у каждого из вас хоть однажды найдется время заварить и выпить хорошего чая.

Лу Т’ун, поэт династии Тан, писал: «Первая чашка чая увлажняет мои губы и глотку, вторая разбивает мое одиночество, третья прочесывает мои бесплодные внутрености и обнаруживает там пять тысяч томов старинных писаний.

От четвертой выступает пот — все грехи моей жизни выходят через поры. Пятой чашкой я очищен, шестая призывает меня в землю Бессмертных.

Седьмая — но я не могу больше пить! Я только чувствую дыхание прохладного ветра, зарождающееся в моих рукавах. Где Хорайсан? Пора оседлать этот сладкий ветер!»

Говорят: если относишься к учителю, как к мошеннику, получишь как от мошенника; если относишься как к Будде, получишь как от Будды. То же справедливо и по поводу любого явления в этом мире.

Поэтому если относиться к чаю, как к сладенькой желтой водичке, и получишь от него как от сладенькой желтой водички; если же отнесешься к нему, как к физической и духовной панацее, как к чуду — получишь, как от чуда и исцелишься физически и духовно; и мир, который теперь откроется, будет воистину завидным.
Все, как всегда, зависит от каждого из нас; если хочешь изменить мир, измени сначала себя — и мир изменится на твоих глазах. Как раз вовремя для того, чтобы выпить чашку чая. Спасибо!

Подписаться на подкаст Бориса Гребенщикова «Аэростат» можно на сайте rpod.ru

На закуску от себя добавлю ещё видео «Аквариума» — «Чай»

Be Sociable, Share!

Теги: , , , ,

Дата публикации: Понедельник, Октябрь 4th, 2010 в 22:08 . Категории:: Буквы Звуки Плёнки, Все о чае, Подкасты. Вы можете читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback на своем сайте.

Один комментарий

 1 

[…] Не так коротко, но тоже мудро говорил Борис Гребенщиков в подкасте “Аэростат № 281: О чае.” […]

Февраль 28th, 2013 at 12:57

Оставить комментарий

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Комментарий