— Может выпьем кофе?
— Конечно. Где?

Этой шуткой заканчивается лучший из телесериалов, что видело человечество. Непосвященным она покажется совсем не смешной, но те, кто в курсе, засмеются.

Сериал «Друзья» блестяще продемонстрировал правило «третьего места», которое сегодня применительно практически для каждого жителя мегаполиса. Это правило было сформулировано и — главное — доказано американским бизнесменом, основателем компании «Иль Джиорнале», позднее переименованной во всемирноизвестный бренд «Старбакс», Говардом Шульцем. Оно гласит, что жизнь обыкновенного человека в основном сосредоточена вокруг трех мест: дом, работа и место отдыха. Местом отдыха в большинстве мегаполисов являются именно кофейни. Даже в Великобритании сегодня больше кофеен, чем пабов, хотя последние по престижности и уважению в мире дадут значительную фору первым.

Одним из первых преимущества приготовления кофе в эспрессо-машинах и перспективность этого бизнеса увидел именно Говард Шульц, и из компании по продаже зернового кофе за десять с небольшим лет сделал крупнейшую сеть кофеен в мире.

А вот, к примеру, сетевой «Кофе хауз» (крупнейшая сеть кофеен в России) создан подобно «Макдоналдсу» — этому и многим другим секретам Влада Дудакова, президента «Кофе Хауз» обучили в чикагском Институте гамбургерологии. Но в отличие от Говарда Шульца, взявшего из итальянских эсрессо-баров лучшее и подогнав культуру эспрессо под американский (а как выяснилось позже — и под мировой) менталитет, Влад Дудаков, прекрасно знакомый с итальянской кофейной культурой, пошло зарабатывает деньги, пользуясь серостью народа.

Считается, что первая кофейня появилась в 1554 году в Стамбуле. В 1651 кофейня появилась и в итальянском городке Ливорно. Кофе распространялся по Европе. Доподлинно известно, что Северную Америку и Германию с кофе познакомили голландцы, чьи первые кофейни отличались особой изысканностью, располагались исключительно в богатых районах и были местом встреч аристократии. Изначально первые кофейни были не для бедных. Совершенно закономерно, что из мест, где можно просто попить кофе, они превращались в клубы. Западные люди вообще любят клубы. Но, кстати, иногда из них получается что-то путное: например, Королевское научное общество образовалось как раз из Оксфордского кофейного клуба, из кафе Джона в Лондоне образовалась биржа ценных бумаг, идея создания ллойдской морской страховой компании родилась в кафе Эдварда Ллойда.

Большинство сегодняшних кофеен совсем не такие, как были раньше. Кроме эспрессо-машин, которые в нынешнем виде появились примерно в середине 20-го века, и беспроводных сетей Wi-Fi, кофейни приобрели главную, на мой взгляд, черту — светлое помещение. Окна и двери кофеен западного образца, как правило, выходят на юг или на восток, тогда как кофейни по турецко-арабскому образцу окон могут не иметь вовсе. Восточноевропейские кофейни темные: в них можно спокойно курить гашиш, не заметны крысы и тараканы, в них не видно женских волосатых ног.

На мой взгляд, одна из величайших безвкусиц — запихнуть место, где пьют или едят, в подвал. Не надо только говорить об уюте! Долго смотря на солнце, можно на всю жизнь создать себе такой уют.

Конечно, о вкусах не спорят. Но я спорю, и не понимаю, почему этого делать нельзя. Замечу, что каждый из нас любит, а иногда просто обожает, высказывать свое мнение по какому-либо вопросу. Порой, смотришь на людей и думаешь: дай им волю, они бы всю жизнь провели, только рассказывая другим, что они думают по тому или иному поводу. Выражение своего собственного мнения ни к чему не обязывает, но и не раскрывает никакой информации. Многие думают, что стоит прибавить к глупой фразе приставку «я так думаю», как в глазах окружающих человек должен быть оправдан — «этого его мнение» или «о вкусах не спорят». Прикрытое подобной болтовней откровенное вранье рано или поздно может сойти за правду. Канадцы уверяют, что именно они изобрели хоккей, гоняя по своим замерзшим озерам кривыми палками дохлых крыс. Японцы блюдо, главным элементом которого является «созерцание» того, как живое существо мучается на раскаленной сковороде, называют духовной традицией. Американцы вообще на Луну летали! И это «их мнение».

Мое же мнение таково: кофейня должна быть светлой, и в ней должно пахнуть кофе. Большие окна с видом на оживленную улицу или парк. Кроме мягких небольших кресел у аккуратных столиков, обязательно нужны высокие стулья у длинных столешниц (как в классическом баре). Спокойный, не броский дизайн. Тихий блюз, джаз. Теплый фанк. В этом деле мелочей не бывает! Качественные салфетки, хороший лед и сахарные пакетики с названием заведения — уже маленький плюс. Но чего-то главного в целом, как мне кажется, нет. В кофейне главное — качественный кофе; казалось бы — аксиома. Но даже это не гарантирует хорошую проходимость.

Кофейня рядом с домом, на мой взгляд, вариант не очень хороший. Идеально — пересечение всех путей жизнедеятельности человека (дом, работа, учеба, магазины, друзья, родственники, спортзал и т.д.). «Третье место» должно стать местом отдыха, и не важно зайдет человек попить кофе на час или 10 минут. Кофейня должна стать местом, где мысли встают на свои места, где друг другу улыбаются условно знакомые лица, где после чашки кофе жизнь становится лучше.

Цена решает далеко не все. Она вообще на самом деле не так важна, как может показаться на первый взгляд. Обслуживание и отношение в целом гораздо существенней. Если вы выбрали не маккофе, не бодягу из шавермы с «самым лутшим экспрессо в гораде», а приличное место, то не так важно: отдадите вы 60 рублей за чашку или 100.

Цены у нас высокие — надо смириться. В Италии за уно эспрессо возьмут один евро или чуть больше, в России же, во-первых, не поймут, что значит «уно», во-вторых, цена будет не меньше двух евро. При том, что себестоимость порции эспрессо около 5 рублей. Такая высокая цена формируется из-за очень высокой арендной платы (в центрах Петербурга и Москвы эта цифра может достигать 50% стоимости) и алчности хозяев (рентабельность европейских заведений — около 8%, рентабельность же наших кофеен — не менее 15%). И дешевле не будет. Хотя, этот рынок очень чутко реагирует на социальные изменения, легкое сумасшествие, к которому уже привык наш народ, никуда не денется. Гиперинфляции начала 90-ых и 98-го года не будет, поэтому люди просто будут тратить скромнее. По себе знаю: деньги на кофе, так же, как на интернет или презервативы, найдутся всегда.

(C) Nabokovblog.Ru

Be Sociable, Share!

Теги: ,

Дата публикации: Вторник, Май 19th, 2009 в 12:58 . Категории:: Дайджест, Из первых рук, История кофе, Кофейни. Вы можете читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback на своем сайте.

10 комментариев

 1 

Замечательно и оптимистично написано. После хорошего кофе и вправду жизнь иначе смотрится. А кофе хауз это помойка ;-)

Май 20th, 2009 at 14:57
 2 

Да, цельная картинка получилась. Действительно, кофейня — нечто особое, не клуб и не ресторан. И для многих — это единственное место, где можно на полчасика расслабиться от городской суеты душой и телом. Респект, Набоков, и спасибо!

Май 23rd, 2009 at 14:59
orthodox
 3 

Правильно написано. А насчет КофеХауза — голосуй гривной, как говорится. Я в эту жлобятню с «Cafe Poli» за 16 грн (кажиццо) давным давно не хожу. «Blaser» и Дом Кофе — форэва (не сочтите за рекламу:).

Май 24th, 2009 at 22:36
 4 

Господа melifaro и orthodox! При всей моей любви к Дому Кофе не могу не предостеречь от резких высказываний в сторону Кофе Хауза. Гривной голосуйте как вам заблагорассудится, однако от эпитетов типа «помойка» и «жлобятня» попрошу воздержаться. Есть мнение? Высказывайте аргументированно и корректно.

КофеХауз, Cafe Poli и 16 гривен — а ну-ка подробнее! Иначе сочту за гоблинские проделки и потру комментарии.

Май 24th, 2009 at 23:37
 5 

Ну да, прошу прощения, примем к сведению.
В Кофе Хаузе я побывал первый раз в жизни в Санкт-Петербурге и был удивлен. Капучино принесли настолько вязкий, что мне подумалось — молоко с добавлением желе. Так до сих пор осталось непонятным как они его делают…
Очень приколола попытка предложить «пару салатиков и супчик», когда я допил капучино с пирожным… Всегда считал кофе хаус кофейней, а не рестораном. :)

Май 25th, 2009 at 12:10
orthodox
 6 

Кофеварыч, извините за резкие высказывания, но когда на тебе пытаются нагло заработать, при этом впаривая не самый качественный продукт по высокой цене, вскипает пролетарский гнев :). Цена в 16 грн — вроде такая была за эспрессо осенью прошлого года (был с девушкой, а поблизости кофеен не было, пришлось зайти туда, за 2 эспрессо 30 с копейками гривен). С тех пор там не был. Ещё одна фишка, которая случалась 2 раза раньше — заказываешь эспрессо, а тебе по умолчанию приносят двойной — и «морда кирпичом». Я человек не скандальный, да и они прекрасно понимают, что парень при девушке, скорее всего «разборки» устраивать не будет, а спокойно заплатит. Выходит это установка руководства? Про Cafe Poli читал, вроде как на prokofe.ru от человека, который участвовал в их тендерах на поставку. Главным условием была стоимость килограмма кофе до 50 грн (до кризиса) :))). Вот так.

Май 25th, 2009 at 16:38
 7 

Мне в Шоколаднице вместо доппио принесли холодный американо. Позвал управляющего, выяснилось — забодяжили две порции на одной засыпке… Короче, пытались напоить доппио за счет заведения, но я ушел. Хотел телегу накатать, но пожалел девочку-стажера, мутил пацан за стойкой, а уволили бы ее…

А про тендер я слышал, вот только не знал, кто победил. Это типа коммерческая тайна, зерна-то фасуют в фирменные пакеты с надписью «Кофе Хауз»… Но шила в мешке не утаишь.

Считаю, что за 16 гривен эспрессо нужно готовить на спешиалти сортах. Или раз уж Cafe Poli — так разливать по 7 гривен… Но на самом деле нужно голосовать кошельком, а пока в любом Кофе Хаузе биток — им плевать с высокой колокольни на кофейных гурманов.

Май 25th, 2009 at 17:02
Bender
 8 

Дом Кофе хе-хе-хе «всё говно, а блазер пахнет розами» ;)
сам интересуюсь рынком кофе и неоднократно видел «труды» ваших пиарщиков в инете, смех да и только ;)
видать не всем блазер нравицца

Январь 1st, 2010 at 12:52
Денис
 9 

Я живу в Конче-Заспе, и каждое утро пью кофе у ребят в мобильной кофейне, на старо-обуховской трассе)эспрессо всего 10 грн))
Лучшего кофе давно не пробовал, тем более по такой цене))Советую всем кофеманам!))

Май 27th, 2010 at 13:10
EspressoMan
 10 

Господа, я много езжу и скажу объективно — в Москве например Кофе Хауз и Шоколадница готовят более менее приличный эспрессо — это родина их (может поэтому даже в Питере он не хорош) — в Украине эти заведения на 2 головы ниже (это же франчайзинг) — они просто грязнее даже!!!!! На счет монополии Дома Кофе на эспрессо. Спасибо Дому Кофе — он очень много сделал для культуры кофепития, но сейчас франчайзи творят на местах что хотят (очень странно что нет центральной политики. каждый сам себе сайты шарашит, мешая коллегам и пр.). Но рынок не стоит на месте и славо богу появляются новые достойные любителей эспрессо бренды MOAK, CARRARO и BAZZARA. я сам был почетателем Blaser с первого дня их основания (посещал еще первую кофейню на ул.Сумская в Харькове). Но сейчас дегустирую эти 3 марки — и понимаю, что жизнь намного интереснее, чем казалась раньше!!!!!

Январь 16th, 2011 at 11:52

Оставить комментарий

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Комментарий